Молчаливый Город
Главная | Вместо введения - Форум Города | Регистрация | Вход
Суббота
18 Мая 2024
05.49.24
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Plastic_Pizza  
Форум Города » Кантон язычества » Отдел шаманизма » Вместо введения (статья-спойлер)
Вместо введения
Plastic_PizzaДата: Суббота, 04 Апреля 2009, 00.53.50 | Сообщение # 1
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Вход.

Какие ассоциации вызывает у нас слово “шаманизм”? Всплывает перед глазами образ шамана в странном костюме, он пляшет с бубном вокруг костра, издавая странные звуки... Наивный маскарад? Детство человечества? Нет. “Шаманизм” пробуждает в нас и ощущение древности, мудрости и мощи. “Шаманизм” - отец мировых религий, и мудрость шаманов иногда и по сей день удивляет исследователей этой традиции. Таинства этой традиции не разгаданы, механизмы ее не понятны. Многие пытались низвести шаманизм до понятия лжи, обмана. Пытались доказать примитивность обрядов... Но ничего из подобных попыток так и не вышло. В отличии от многих шарлатанов мегаполисов, что выманивают бешеные деньги из клиентов якобы серьезными ритуалами, шаманы и по сей день находят потерянные стада, пропавших людей, излечивают смертельные болезни, с точностью бюро прогнозов (вернее, намного точнее) предсказывают погоду, а иногда и меняют ее при необходимости. Врагу шамана есть чего опасаться – духи-союзники легко могут и убить, если шаман попросит об этом... Ложью и обманом назвать можно все что угодно, но на факты глаза не закроешь. Шаманизм как был серьезной традицией, так ею и остался и по сей день.

История шаманизма

Пожалуй точные истоки шаманизма отследить невозможно. Или возможно, но не известными научными методами. Никаких документов не было, да и сегодня не существует. Шаманам подобные документы не нужны – традиция строго цепочная – из уст в уста, из рук в руки переходит мудрость тысячелетий. И само окружение шамана: племя, община или род – мир закрытый для посторонних... Мы лишь можем только предположить, что шаманизм родился вместе с человечеством. И тот самый первобытнообщинный строй, что на слуху у нас у всех со школы, не представляется без шаманских ритуалов. И уже тогда шаманы племен камлали под ритмичные удары в бубен, общаясь с духами.

Более точно мы можем проследить историю шаманизма с тех пор, когда он начал изучаться людьми уже других традиций. Постепенно шаг за шагом собирались крупицы знаний о самой древней земной магии.

Шаманизм возникал везде по всей земле, где только появлялись люди. Африканский шаманизм породил одну из самых опасных религий на сегодняшний день – Вуду. Об индейском шаманизме знают почти все – образ старого шамана в уборе из перьев уже затаскан во многих голливудских фильмах, правда это лишь внешние атрибуты... А тибетские ламы и сегодня пользуются некоторыми практиками древнего тибетского шаманизма – Бон По.

Несмотря на то, что некоторые течения, вышедшие из шаманизма, развиваются, основные традиции шаманизма словно бы застыли во времени. В первую очередь это обусловлено неизменностью культуры народов. Например, у северных народностей, таких как ненцев, долган, чукчей, уклад жизни практически не изменился за многие тысячелетия. Это же можно сказать и про африканские племена. Но даже и те шаманские течения, что “вышли в большие люди”, менялись не сильно, а лишь дополнялись какими-то знаниями из других традиций.

Поэтому, изучая шаманизм сегодня, мы прикасаемся к очень древним, почти не измененным тайнам и практикам.

Основы философии и мировоззрение

Если повнимательнее присмотреться к мировым религиям, мы можем заметить много схожего с шаманизмом: Ад и Рай (Нижний и Верхний миры), общение с духами и просьбы к богам, трансовые состояния в медитациях, астральные путешествия души и многое другое. В принципе, можно сказать, что корни традиций и мировоззрений уходят в шаманизм, что шаманизм является “дедушкой” мировых религий.

Шаманизм – довольно практическая традиция. Это и понятно, создавался он для вполне конкретной цели – наиболее эффективного выживания на земле. Поэтому все практики тоже направлены на конкретные цели. Они весьма действенны в жизни, на бытовом плане.

Возникает впечатление, что шаманизм не подразумевает никакого духовного роста. Более того, многие поборники язычества и многобожия пытаются доказать, что шаманизм способствует деградации духа... Но это не так. Вернее, не совсем так. Действительно, шаманизм не проповедует принципов всепрощения и миротворчества. Но... Мудрость шамана заключается в умении жить в гармонии с миром, не насилуя природу, и не производя разрушительных изменений. Битва со страшными духами – это та же самая борьба с пороками и страхами, только в их астральном образе. А битва с врагами – лишь защита. По крайней мере, для белых шаманов. А если бы шаманизм и взаправду был страшной, воинственной и разрушительной религией, как пытаются представить его некоторые, то разве осталось бы на свете так мало его представителей?

Что касается духовного роста, то мы действительно не находим в шаманизме специальных духовных практик, направленных на слияние с божественным разумом, единение с космосом и отречение от всего земного. Однако, в шаманизме есть путь духа.Этот путь не для всех – народу шамана не нужны запредельные знания, их интересует лишь практически применимая часть, лишь то, что можно использовать в повседневной жизни. А вот сам шаман достигает в своих путешествиях невиданных вершин. Постигая все большее количество миров, общаясь все с большим количеством духов, достигая пределов вселенных, шаман раздвигает рамки своего восприятия. Он постигает азы мироздания, открывается миру и учится принимать его целостно. Он расширяет свое мировоззрение и свои возможности. Это и есть духовный рост в шаманизме.

Что же представляет из себя шаманизм? Внешняя форма проста – должен быть шаман, человек который совершает все обряды, исцеляет, помогает, защищает. Это его работа. И он обходится без огромного конгломерата жрецов и священников, без гигантских храмов и громких публичных служб, где все по расписанию и строго регламентировано. Шаман может лишь иметь учеников. К шаману относятся с уважением и почтением, но и только – его не воспринимают как чудо или как святого. Он просто выполняет свое предназначение...

Для того, чтобы стать шаманом, нужно иметь на себе печать, особый знак, указывающий на предназначение. У разных народностей этот знак определялся по разному. Будущий шаман мог видеть странные яркие сны, различного рода видения, его поведение отличалось от поведения соплеменников, на теле могли быть различные знаки: раздвоенные пальцы, необычные пятна на коже. Но самое главное – и это объединяет все традиции – шамана должны были выбрать духи, а уж они-то не обращали внимания ни на чье мнение. Они могли являться будущему шаману, общаться с ним, подавать знаки племени. После того, как будущий шаман “узнал” свое предназначение, он поступает в ученики к старому шаману. И на пути его ждут ужасные испытания. Но не старый шаман испытывает молодого, а сами духи. Основное посвящение заключается в том, что молодого шамана убивают... Сами духи “убивают” тело, съедают все внутренние органы, причем со всеми положенными ощущениями. А потом шамана воссоздают – вкладывают в него новые органы и новую душу. После этого он называется “заново родившимся”. И с этой поры он начинет общаться с духами открыто, ибо теперь он принадлежит как миру людей, так и миру духов. Он – как бы их посланник на земле, проводник.

Основой камлания – шаманского ритуала – является трансовое состояние, в котором шаман и совершает все чудеса. Принципиально транс не отличается от глубокого гипноза, разница состоит лишь в языковом различии. То, что внушается шаманским песнопением или символами культуры, воспринимается психикой и переносится в действительность во время состояния транса. Так как внушить можно все, шаманы способны на все. Они пробегают по горящим углям, опускают руки в кипящую воду, неуязвимы для всех видов боли. Если дух какого-то животного входит в их сознание, то они перенимают его движения и поведение; если дух является беременной женщиной, то их живот вздувается; если это всезнающий бог, то шаман сам становится «всезнающим»; если это неистовое божество, шаман также становится неистовым; если в него входят шаманы других племен, он начинает говорить на других языках.

Возможности внушения неизмеримы, они затрагивают все сферы жизни, все формы духовного своеобразия, все формы поведения. Транс усиливает природные силы и способности, выводит наружу скрытые возможности. Так становится возможным пробудить утраченное воспоминание, повысить познавательные возможности в сфере языка и мастерство художника так же, как увеличить силу удара боксера и степень ловкости фехтовальщика. Раскрываются не только скрытые силы, открывается доступ к сфере сознания, которая находится по ту сторону трехмерного пространства, в неком сверхпространстве, доступ к иным реальностям.

Легенды

Легенды – это не просто сказки, это двери в миры, недоступные обычному восприятию. За каждым мифом или легендой лежит реальный опыт вполне реальных людей. Для того, чтобы научиться подобным чудесам, путешествовать по мирам, лечить и исцеляться, практически применять шаманские практики в жизни... надо... лишь ступить на этот путь. То есть, начать практиковаться.

Инструментарий:

Любому шаману необходимы инструменты для его деятельности. И инструментарий этот весьма богат. Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем вспомогательные инструменты; каждое из них одновременно и выражение внутреннего потенциала и средство проявления этого потенциала. Рассмотрим некоторые из них...

Бубен - особенно ценное орудие; для шамана это средство, открывающее доступ к иным мирам восприятия. Обычно он изготавливается из полого древесного ствола, обтянутого выделанной кожей животного. В былые дни американские индейцы предпочитали брать шкуру буйвола, а теперь наиболее распространенным материалом является козлиная или оленья шкура.

По периметру бубен часто украшают специальными символами, иногда даже перьями и подвесками. На звучащей поверхности можно встретить эмблему или изображение животного. Ритм бубна используется для изменения уровней осознания и расширения возможностей восприятия при шаманской работе. Монотонный бой с низкой звуковой амплитудой успокаивает нервные клетки мозга, которые затем могут настроиться на частотные вибрации невидимых миров.

Говорящая палочка - это своеобразный жезл, используемый для прояснения мыслей и более четкого их выражения. Его длина может меняться, составляя от 30 см до размера обычной трости для ходьбы. Он служит связующим звеном между Небом и Землей: стихией воздуха, где обитают мысли, и стихией Земли, или вещественным миром. Традиционно "говорящая" палочка передавалась по кругу на общих собраниях шаманов с условием, что говорить может только тот человек, который держит ее. Таким образом, она учит быть хорошими слушателями и ясно выражать свои мысли. чтобы другие могли понять точку зрения говорящего. "Говорящая" палочка также является эмблемой шамана-учителя, передающего знания и мудрость тем, кто ищет их.

Шаманская маска служит средством для выражения внутреннего потенциала, обычно в церемониальном или шаманском танце, когда бывает необходимо заземлить внутреннюю энергию. Маска может изображать животное или "союзника" (наставника или учителя из иного мира). Ее носят для укрепления внутреннего контакта с этими силами. Маски изготавливают из различных материалов и надевают в особых случаях. Самую простую маску рисуют на лице.

Ожерелье шаман носит не просто для украшения. Ожерелье, имеющее форму кольца, символизирует круг личности шамана, а бусины, косточки, зубы, камни или другие предметы, нанизанные на него, служат для связи с тонкими энергиями владельца.

И конечно, каждый шаман прекрасно разбирается в травах. Поэтому у него всегда под рукой необходимый набор сушеных трав для различных целей: для окуривания помещений, для вхождения в транс, для изготовления целебного отвара.

Еще, пожалуй, нужно сказать, что у шаманов разных народов есть свои гадальные инструменты. Кости, камушки, перья, деревянные палочки – кто на чем гадает... Позднее некоторые из этих гадательных способов переросли в целые системы, как, например, руны... В шаманских гадательных практиках материальный носитель не важен, важна магическая сила и знания, вложенные в него.


[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Суббота, 04 Апреля 2009, 00.54.22 | Сообщение # 2
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Практики

Данные практики не совсем соответствуют настоящему посвящению в шаманизм. Если вас интересует именно это, можно обратиться к практикующему шаману, если у вас хватит сил разыскать такого. Прямая передача должна осуществляться только от человека к человеку, и только под строгим присмотром специалиста. А эти практики – безопасны и могут применяться всеми. Мы не будем использовать наркотики, ибо известно, что трансового состояния можно достигнуть и без них. Пожалуй, мы не будем танцевать до упаду вокруг костра, так как, во-первых, в квартире костер не разведешь, а во-вторых, наши пожарные не всегда вызваниваются с первого раза... Но кое-что интересное мы все-таки попробуем...

Как входить в транс

Достигается транс многими способами. Классическим считается прием наркотиков, дикие пляски до упаду. Но есть еще и дыхательные практики, и использование специальных музыкальных инструментов.

Самым распространенным является использование бубна. Если ритм бубна синхронно совпадает с ритмом мозговой активности, то, как это показывают новейшие исследования, проще достичь состояния измененного сознания: этому способствует универсальное значение звучащего барабана, ритма и песнопения в родовых культурах... Это способствует отказу от самого себя. Наш архаический страх все время препятствует нам в этом. История человечества, можно сказать, это борьба между отказом от самого себя и строгими рамками недремлющего сознания, стремящегося обеспечить надежность рассудочностью поведения. Если бы захотели взглянуть на историю с этой точки зрения, то ее пришлось бы написать заново.

Еще одной интересной формой введения в транс является вдыхание можжевелового дыма, как это делается в Хунза, маленьком королевстве в Каракоруме. Транс, доведенный до высшей точки, как это происходит в Хунза, переходит затем в опыт иного рода, за пределами тела. Битан, шаман Ибрагим из Алтит, приобрел свою шаманскую силу уже в 15 лет на высокогорном пастбище в Чи-кизо Рунанч. Он покидает тело и вместе со своим духом отправляется к феям, к Великой Матери, к владычице природы, нашей внутренней природы. От нее он получает силу шамана, он выпивает ее в форме синего молока, из синего стакана. Вновь синий цвет, он всегда появляется в связи с мотивом приобретения силы и необычной энергии...

Существует три мира в понимании шамана: Нижний мир, Средний и Верхний. У разных народностей они называются по разному, но суть их примерно одинакова. В Нижнем мире, мире подземном живут древние, могущественные сущности, в массе своей злые и жестокие, в подчинении у них находятся духи-элементали. Эти сущности постоянно терроризируют человека, насылая на него всякие бедствия, болезни, смерть. Они пытаются украсть душу человека и превратить в слугу. Души несовершенные легко попадаются на их приманки и мучаются в рабстве. Шаман опускается в Нижний мир чтобы вернуть заблудшие души или победить страшных духов, наславших беду. Средний мир – это мир природы, людей и животных, только в магическом аспекте. Шаман в этом мире, находясь в трансе, может спокойно общаться с людьми на расстоянии, приходить в сны, находить пропавших людей или животных, общаться с духами животных-тотемов, работать с пространством и духами мест силы. Верхний мир – это обиталище богов, небожителей. Боги в шаманизме преимущественно светлые, однако обладают весьма крутым нравом. Шаман перед ними – как бы проситель от людей. Он просит о покровительстве, приносит богам жертвы, постигает знания свыше, просит о перемене погоды, и просто путешествует по невиданным мирам в поисках тайн.

Шаман вовсе не безобиден, он – воин духа. Его методы борьбы намного действеннее физических. И битвы его так же серьезны, как и в реальности, если не серьезнее... Шаман прекрасно понимает, что в магическом путешествии его могут убить или захватить в рабство, что еще хуже. Существует также много легенд и о битвах шаманов. Причем в таких битвах почти всегда один из шаманов погибал.

В битвах и путешествиях шаману помогают духи-союзники, его друзья и покровители. Зачастую таким духом-помощником становится тотемное животное племени или клана. Оно либо перевозит шамана на себе по мирам, либо дарит шаману свои качества. И тогда шаман может сам обернуться волком, вороном, медведем... Иногда таких помощников у шамана несколько, они помогают ему доставлять нужные послания, бороться с противниками. А он в благодарность “подкармливает” их и воздает им почести. В таком симбиозе они сотрудничают весьма успешно.

методики входа в транс :

1. Музыка

Первая техника очень проста. Вы идете в специализированный магазин и требуете от продавца дисков музыку со звуками шаманского бубна. Подойдут также африканские тамтамы или что вам больше по вкусу. Главное, чтобы музыка содержала в себе очень четкий ритм глухого ударного инструмента. С заветной музыкой вы закрываетесь в комнате, предварительно попросив домашних, если таковые имеются, вас не беспокоить – это важно! Затем устройте себе удобное ложе, но не очень мягкое – спина должна быть прямой – и теплое покрывало, так как температура вашего тела в путешествии может меняться. Ставите музыку, полностью выключаете свет (исключение – свечи, но в первый раз лучше без них), ложитесь и закрываете глаза.

Следующий этап важен. Он важен для всех путешествий, если, конечно, вы хотите, чтобы они были эффективны. Вы не засыпаете! Вы не позволяете себе заснуть. Расслабляете тело максимально, лучше всего до потери всех физических ощущений, но сохраняете при этом полное осознание. Оно будет пытаться сбежать в сон, но не позволяйте ему слинять. Поставьте перед собой цель – уйти за музыкой, не погружаясь в сон, и вернуться из путешествия в полоном осознании и в твердой памяти. Вы должны помнить все, что с вами произойдет.

Когда зазвучит музыка – концентрируйтесь на ритме. Не пускайте в свою голову других мыслей. Только вы и ритм. Вскоре вы почувствуете, что сливаетесь с этим ритмом, что входите в пространство этого ритма. Позвольте ритму себя вести за собой. Наблюдайте все, что увидите и почувствуете во время путешествия. Пока просто отстраненно наблюдайте.

Когда музыка закончится, вы придете в исходную точку – в эту реальность. Осторожно пошевелитесь, потом встаньте, разомнитесь. Вспомните все картины и ощущения, которые вы видели. А еще лучше запишите.

Когда поднаберетесь опыта с этой музыкой – соберите коллекцию дисков. Пробуйте, экспериментируйте, ведь каждая музыка ведет в свой мир.

Если вы хотите испробовать более сложный и интересный метод, более приближенный к шаманским практикам, купите бубен. Это, конечно, может вылететь вам в копеечку, но, поверьте, это того стоит. И помните, чем качественнее бубен, тем качественнее работа с ним. Здесь опять таки же можно посоветовать и африканский тамтам. Кому что нравится... Еще надо приноровиться долго бить в сей замечательный инструмент. Иногда может не хватить терпения и силы рук. Но потренируйтесь и вы не пожалеете. Многие, кто пробовал эту технику, утверждают, что переживали очень яркие впечатления. Примечательно, что все говорили, что сначала появляется эффект “ответа”. Как будто ты бьешь в бубен, а тебе откуда-то из незримых миров “отвечает” другой. Ты начинаешь идти на этот звук и встречаешься с кем-нибудь, чаще всего с проводником. А второй эффект тоже занимателен – когда ты уходишь, тело само продолжает бить в бубен... Так что бубен вам в руки...

2. Дыхательные практики

Следующий способ выхода в транс подходит далеко не всем. Если кто-нибудь слышал о холотропном дыхании, то он имеет небольшое представление об этом способе. Еще один метод проникновения в шаманский мир – перенасытить свое тело энергией интенсивного дыхания. Конечный результат этой техники – тоже шаманский транс. Резкий приток кислорода в мозгу вызывает измененное состояние сознания, и человек выходит на трансовое состояние. Ничего опасного в этом нет, но на некоторых семинарах по холотропному дыханию за “дышащими” следят профессионалы - “ситтеры”. Если вы боитесь интенсивного дыхания, то лучше обратитесь к другим способам.

Вы можете совмещать этот способ и с музыкой и с танцем, не помешает. А можете обойтись лишь дыханием, как хотите. Для этой практики тоже понадобится свободное время и помещение, где вас никто не побеспокоит и где вы будете чувствовать себя свободно и комфортно. Постелите на пол одеяло или мягкие покрывала. Если хотите, включите музыку. Лягте на спину, закройте глаза и начинайте интенсивно дышать. Делайте глубокие вдохи и выдохи почти на пределе своих возможностей, и дышите очень быстро. Буквально, спустя несколько вдохов – вы обнаружите, что голова кружится, а потребности дышать дальше нет, поскольку организм: легкие и голова перенасытились кислородом. Но вы не прекращайте этого. Вам нужно выдержать этот ритм хотя бы 5 минут. В какой-то момент вас начнут посещать яркие видения, но пока не отвлекайтесь на них, сохраняйте полное осознание. Дыхание ускоряется, даже если вам кажется, что вы уже больше не в состоянии дышать, все равно делайте вдохи и выдохи. Вам будет очень трудно, словно вы поднимаетесь по крутой горе. Но потом вы подниметесь на вершину, и дальше вам станет очень легко. Тело само продолжит дышать, уже без вашего участия. Дыхание как будто уже совершается и не вами, оно становится автономным. У вас может появиться ощущение, что все ваше тело перенасытилось энергией и вибрирует – это нормально. Спустя 5 минут (поставьте будильник) прекратите дышать вообще и максимально расслабьтесь. 2-3 минуты вам дыхание и не потребуется, а за это время вы уже войдете в трансовое состояние, и возможно даже вылетите из тела. Теперь действуйте! В этот момент происходит отделение вашего двойника. Ваше сознание покидает ваше физическое тело и начинает кружиться над ним. Теперь вы спокойно можете отправиться, куда пожелаете.

Вы можете не волноваться за тело, оно само нормализует дыхание как во сне, пока вы будете осуществлять свое шаманское путешествие – камлание.

3. Танец

Шаманский танец выполняет много функций. Этот танец не похож ни на один из современных, разве что на дикую тряску телом на дискотеке, да и то не у всех. Шаманский танец происходит в полусознательном состоянии, когда вы позволяете телу двигаться произвольно, так как оно само пожелает. Ритмичный, быстрый танец разогревает тело, снимает блоки, выплескивается напряженность и зажатость. Позволяя своему телу расковаться, вы позволяете расковаться самому себе, ведь наши внутренние блоки всегда отражаются в физическом теле. Так что посредством такого танца вы раскрываете себя и получаете разрядку и психическую в том числе. Не нужно забывать и о том, что танец – это язык тела. Телом тоже можно разговаривать с миром, нужно только этому научиться. И тогда вы обретете дополнительный способ общения, станете более коммуникабельны. Ну и наконец, танец – это магическое действо. Посредством магического танца можно плести энергетические заклинания, можно исцелять себя, можно решать какие-то проблемы, ведь в движении работа с энергией намного эффективнее, только надо научиться управлять ею.

Но главное в шаманском танце это то, что посредством его вы вводите себя в транс. Когда тело раскроется полностью, напрыгается и набегается, оно устает... И вы перестаете его ощущать. А дальше происходит самое интересное. Пока тело отдыхает здоровым отдыхом, вы (опять же сохраняя полное осознание) отправляетесь путешествовать, куда пожелаете. Если вам захочется спуститься в Нижний мир, вы ощутите падение, если в Верхний – то почувствуете, что взлетаете. Если вы очень сильно хотите выйти из тела в реальность – то просто испытываете экстериоризацию. Возможно, вы захотите остаться в теле и поработать с ним, например, исцелиться. Такое тоже возможно...

Как танцевать? Танцев очень много, вернее начальных техник, но принцип один – телу должно это нравиться. Индейские шаманы используют очень простую технику - они движутся по кругу специфическим образом: делают шаг, и стоя на одной ноге делают несколько трясущихся наклонов вперед, потом назад, затем следующий шаг и опять несколько наклонов вперед, потом назад. Все это сопровождается ритмичными потрясываниями специальной погремушки – замена ритмичной музыки. Некоторые северные шаманы тоже двигаются по кругу, но другим способом – прыгая, сначала два прыжка лицом в центр круга, потом лицом от центра круга, периодически то поднимая руки с головой, то опуская их.

Попробуйте сами – определите, что нравится вашему телу. Поставьте ритмичную музыку. Опять же попросите, чтобы к вам не заходили. Во-первых, поначалу наличие зрителей будет вас смущать, а во-вторых, во избежание вызова врачей в том случае если ваши окружающие не понимают ваших интересов, ведь шаманский танец выглядит действительно дико для неподготовленных зрителей. Итак, вы поставили музыку, выгнали родственников или улучили момент, когда никого нет дома. Приглушите свет (вот здесь свечи весьма уместны). Обеспечьте безопасность – ведь тело придется куда-нибудь уронить... Хотя тело в трансовом состоянии тело само “знает”, куда упасть, оно никогда не нанесет себе вреда. Шаман, даже если он камлает возле костра, никогда не свалится в него, а если дело происходит возле края пропасти, он никогда туда не упадет. Так что доверяйте своему телу.

Когда все готово, начинайте танцевать. Если вас по-прежнему сковывает робость и неуверенность, ни в коем случае не останавливайтесь, продолжайте. Слушайте ритм и опустите тело, двигайтесь по кругу или как хотите. Танцуйте в свое удовольствие и, как говорится, до упаду...

Кстати, есть еще одна техника для выхода в измененное состояние сознания. Она сродни танцу, но не танец. Это известные всем суфийские кружения. Хоть это и не шаманская практика, но в принципе, эффект похож. Кружения – техника немного более сложная. Если у вас проблемы с вестибулярным аппаратом или с давлением, лучше не пробуйте. А те, у кого со здоровьем все в порядке – рискните, вдруг вам понравится. Говорят, эта техника потрясающе эффективно снимает блоки по телу и является очень целительной. А головокружение с практикой проходит. Техника очень проста: вы начинаете кружиться и кружитесь, пока хватает сил. Потом тело падает, а вы путешествуете налегке...


[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Суббота, 04 Апреля 2009, 00.54.35 | Сообщение # 3
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Способы выхода в шаманский мир и нахождения духа-проводника

Если вы уже научились входить в трансовое состояние, пойдем дальше. Теперь нужно рассказать о некоторых входах именно в шаманский мир. Ведь известно, что незримые миры тоже отличаются друг от друга качеством энергетики и вибрациями. Поэтому, что научиться входить в определенные миры – нужны ключи входа. Вот здесь мы и попробуем несколько ключей, испытанных веками...

Здесь нужно сказать, что шаманизм использует очень простые и приземленные техники. Нужно попасть в Верхний мир – поднимаемся наверх – на дерево, на крышу, на небоскреб. В Нижний мир надо – лезем вниз – в яму, в нору или в метро. Для начала выбирается вполне материальный объект. Например, возле вашего дома растет симпатичное вам дерево... Днем подойдите к нему, погладьте его, поговорите с ним, договоритесь, что придете к нему в другом теле, подарите что-нибудь, ленточку шелковую повяжите. А когда решите попутешествовать, используйте это дерево... Или выберите удобную нору для путешествий в Нижний мир, да хоть кротовью норку, если она вам нравится.

Когда вы выходите в трансовое состояние, концентрируйте внимание на выбранном объекте – и вас “притянет” к этому объекту.

Еще одно важное примечание: в каждом шаманском путешествии вас будет сопровождать ваш личный проводник. Обычно он встречает вас на входе в Нижний или Верхний мир, а дальше дает советы, помогает, ведет... Скорее всего, ваш проводник окажется каким-то животным или птицей. Но вы его обязательно узнаете сердцем, он будет вам родным, словно вашей частью Так что не удивляйтесь и радуйтесь новым встречам...

1. Лезем на дерево

Практически все шаманы знакомы с этой техникой. Очень многие не могут даже попасть в Верхний мир, не пользуясь деревом.

Техника проста. Войдите в состояние транса. Если вы использовали для этого танец, пусть ваше тело мягко упадет. Если вы входили в него лежа и слушая музыку, переключите свое внимание на то что вы “видите”. Если вы уже достигли ощущения выхода из тела – это не составит для вас труда. Но если вы еще ощущаете тело – попытайтесь увидеть какую-нибудь местность, окружающую вас. Иногда шаман моментально переносится сознанием на Место Силы, или просто оказывается вне помещения. Теперь вам необходимо найти высокое дерево. Оно должно понравиться вам, и наоборот, дереву должны нравиться вы. Если дерево “не согласно” сотрудничать с вами, то оно оттолкнет, разозлится и будет всячески проявлять недовольство. Вы почувствуете это. А если “согласно” - то оно пригласит вас... Дальше просто... Начинайте лезть наверх. Вы забираетесь по стволу дерева и по его ветвям до конца. Обычно крона дерева в незримом мире достигает облаков. Если вы встречаете кого-нибудь на дереве, пока движетесь наверх, старайтесь их обойти – это вполне могут быть стражи, которым захочется вас не пропустить дальше. Когда долезете до облаков – сориентируетесь, куда вы хотите. Опять таки же, как правило, наверху ждет ваш личный проводник по Верхнему миру.

2. Летим в дымоход

Иногда начинающим трудно переместиться в нужное место, и проще всего оказаться в том же помещении, где начинали практику. Вы можете увидеть свое лежащее тело или не заметить его – вам важно найти выход наружу. Практически во всех домах есть или вентиляционные отверстия или дымоход. Найдите такой выход и просто позвольте дыму увлечь вас в трубу. Это еще один способ попасть “наверх” - вылететь в трубу, как ведьма. Если вы найдете печь или камин, сделать эту практику будет проще простого.

3. Идем в нору

А этот способ, как вы уже, наверное, догадались, помогает достичь Нижнего мира. Возможно в естественной местности вы можете найти вход в пещеру, лисью нору или дупло в дереве, которое расположено достаточно низко, вблизи корней. Когда вы уже “вышли” из тела – найдите такое отверстие и позвольте себе в него скатиться. Кто-то быстро падает, а кому-то представляется туннель метро. Даже если вы оказались в помещении, вы можете найти щель в углу комнаты, спуск в подвал – все что ведет вниз. Выбирая вход туда, нужно быть немного осторожнее, чем с выбором пути наверх. В тоннеле, который ведет вниз, могут подстерегать более страшные стражи. Поэтому, выбирая нору, “прочувствуйте” ее – она должна казаться вам уютной, мягкой, защищенной от напастей. Земля должна быть как бы теплой и надежной.

Войдя в транс, сконцентрируйтесь на норе. Вас втянет в длинный тоннель. Вы должны дойти до конца. Рано или поздно вы увидите свет в “конце тоннеля.” Выходите и оглядывайтесь...

Практика превращения в животное силы

Эта практика может дать вам не только физическую силу, но и укрепить жизненную позицию. С ее помощью можно выполнить любое не очень приятное, но важное дело. Вы справитесь с ним намного быстрее и эффективнее. Сила вашего животного поможет поправить здоровье. И еще оно наполнит вас решимостью. Только не нужно применять эту практику, если вы хотите мягко разрешить какой-то конфликт. Возможно, вы не сможете себя сдержать, и поведете себя слишком агрессивно или даже грубо. Это одно из качеств животного Силы.

Поиск «животного Силы»

Для начала нужно найти животное Силы. На самом деле, у каждого человека их может быть несколько. Но нам нужно самое сильное.

Для начала войдите в трансовое состояние. Когда почувствуете, что свободны от тела, отправляйтесь в Нижний мир. Дело в том, что животное Силы можно найти только там. Нижний мир – это общее бессознательное, обитель грубых тяжелых энергий. А поскольку ваше животное Силы и есть ваш животный “низкий” аспект, то и и живет оно именно там. Когда вы выйдете из тоннеля, просто сядьте и произнесите: “Животное Силы, появись!” Теперь ждите. Главное – ни о чем не думать и ничего не представлять. Животное придет само. Скорее всего, его облик будет неожиданным. Примите его таким, какое оно есть. Поиграйте с ним, поговорите. Дайте ему имя или спросите, как его зовут. Когда контакт будет налажен, попросите его приходить по вашему зову. Вы почувствуете его согласие. Без его согласия никогда не призывайте его – это может быть даже опасно. Когда будете уходить, ласково попрощайтесь с ним. Не давайте ему повода обидеться.

Итак, животное найдено. Теперь, когда вам будут нужны его силы – позовите, и оно придет. Только теперь оно придет в вас – вы в каком-то смысле станете им. Обретете его силу, ловкость, скорость реакции, смелость. Помогая вам, ваше животное будет покорным, поскольку вы заручились его согласием.

Если вы больше не нуждаетесь в помощи, отпустите животное и поблагодарите за помощь. Если вы хотите ограничиться только таким сотрудничеством, то на этом схема общения заканчивается. Но животное Силы может также стать проводником по незнакомым мирам, а еще оно может разговаривать с вами и раскрывать некие тайны. Пообщайтесь с ним поближе и узнаете много нового...

Животное Силы – это не дух, оно часть нас самих, хранящаяся подсознании. Зачастую мы не имеем возможности извлечь из генетической памяти знания первобытных предков, а такие практики, как «животное Силы» могут помочь нам в этом. Только помните, обязательно нужно получить согласие животного, иначе некоторые подсознательные инстинкты могут выйти из-под контроля…

Воргование – горловое пение шаманов

Воргование получается лучше всего у мужчин, поскольку им легче взять низкий, очень низкий тон. Прежде чем ворговать, научитесь просто долго петь низкий и глубокий звук, пропевая “АААА” или “ОООО” или “УУУУУ”. Сделав глубокий вдох, начинайте петь в одном тоне низкий звук. Пусть у вас при этом появляется вибрация внизу живота. Эта вибрация должна постепенно наполнить все тело, снизу доверху, и вы ощутите себя в трубе, состоящей из этого звука. С этого момента вы переходите к самому воргованию.

Закройте глаза, сделайте очень глубокий вдох, и начните мягко петь низкий звук. Следите за тем, чтобы вам не подниматься выше, это создаст стабильное звуковое пространство вокруг вас. Во время пения слегка приоткрывайте и прикрывайте губы, чтобы у вас получалось нечто вроде: “ВАУ-УАУ-УИУ”. Признаком правильного пения будет появление дребезжания в голосе.

После некоторого времени пения, полностью погрузившись в пространство звука, с вами могут произойти два события: вы можете “услышать” что вам ... подпевает другой шаман. Такой же эффект наблюдается при вхождении в транс с бубном... И у вас появится отчетливое ощущение общения с ним через пение. Можно по-разному это воспринимать. Наиболее материалистическое объяснение – внутри вас скрыт “внутренний шаман”, нечто существующее в нашем сверхсознательном, наше высшее “я”.

Шаманы воспринимают этот “голос”, это “эхо” как зов своего проводника, иногда как зов своего двойника. И идут на этот зов чтобы достигнуть незримых миров.

Второе – вы окажетесь в магическом (шаманском) пространстве, проникнув туда через туннель воргующего звучания. Здесь вы можете встретить свое Животное Силы, других духов и помощников, а также шаманов, которые уже ушли из этой жизни...

Сядьте в удобную позу с прямым позвоночником, дыхание ровное, глубокое. Концентрируйтесь в области горла и, слегка откинув голову назад, почувствуйте свою горловую связку. При ворговании этот центр является основой воспроизведения особого звука, особого горлового пения. Когда вы будете воспроизводить этот горловой звук, то выдох замедляется, и все магические звуки произносятся на выдохе. Продолжая ворговать, смотрите на свой внутренний экран, почувствуйте, как начинает оживать пульсация. Волна усиливается, она открывает вам пространство, которое тянется в бесконечность, запомните это ощущение. В этом пространстве вы можете путешествовать по различным мирам, ведущим вас по пути совершенства, вспомните ваши сокровенные желания, увидьте, как они воплощаются в тонком плане.

Заключение

Давайте подведем черту. Окунувшись в историю и философию шаманизма, мы поняли, что основой практики является трансовое состояние. Оно – базовое, и его никак нельзя обойти вниманием. Но если достигнуть транса – распахиваются двери во множество миров, которые настолько же реальны, как и наш физический мир. В этом состоянии можно творить все что угодно, полагаясь на свою интуицию и стремления. Практики выхода в Верхний и Нижний миры помогут вам не потеряться в огромных астральных пространствах. Практика животного Силы поможет найти вам надежного друга и помощника. На самом деле, главное – это выйти в шаманский мир, а там вы уже поймете, насколько необъятны его возможности.

Шаманизм – отнюдь не угасшая традиция. Он весьма актуален и популярен в наши дни. Это и понятно. Его можно применять практически во всех областях жизни. Ваше бессознательное, сознательное и сверхсознательное станут вам помощниками. Вам станут доступны общее человеческое подсознание и сверхсознание. Вы сможете найти ответы на многие свои вопросы, обрести гармонию, решить проблемы, поправить здоровье... И, конечно, за практиками шаманизма лежит уникальный опыт. Майкл Гарднер пишет в “Пути Шамана”, что шаман - “исследователь бесчисленных зданий волшебного тайного мира, который полагается только на себя”. Незримые миры – потрясающе интересные, завораживающие, непонятные – всегда привлекали внимание. Вы сможете увидеть многое и многое понять. Возможно, вы обретете какие-то сверхспособности, какими обладали шаманы древности... Так что если вы почувствовали, что шаманизм – это ваше, если практики даются вам легко и без принуждения, то остается вас только поздравить. Вы нашли достойный Путь...

(с) тайны шаманов (полная оригинальная версия)


[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Вторник, 07 Апреля 2009, 13.33.13 | Сообщение # 4
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.

В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по шаманизму.

Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому, споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия, Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Кавказ.

И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм.

Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания, бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза. Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у присутствующих.

Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не забудешь.

Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".

Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного многогранного явления.

Шаманизм, шаманство.

Первый термин - западноевропейский, второй - русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши; буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - оранг баёх; индейцы команчи Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно длинный.

Время возникновения. В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.

Пока нет данных, определенно говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности во Франции, знали шаманизм. Но и это не исключено. Потому что именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображение шамана - фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке, но французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее. Не все специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но уж очень все похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.

Как становятся шаманами. В современной научной литературе часто встречается выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман - профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо реже - по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами.

Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного человека посредником между ними - духами и людьми. И когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) - во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая духов сделать то, что положено.

Но прежде, чем человек обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов слушаться его, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко наводящих на мысли о психическом нездоровье человека.

Существует даже специальный термин - "шаманская болезнь". Это когда духи требуют от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается стать шаманом, "шаманская болезнь" быстро проходит. Молодой шаман, руководимый духами и вполне земным учителем - другим шаманом, постарше, - начинает постепенно набирать опыт и становится все большим и большим профессионалом в шаманской практике.

Изучая шаманство в Бурятии, я познакомилась с одной шаманкой, которая рассказала мне историю своей жизни. До тридцати пяти лет она и не помышляла о том, что ей когда-либо придется стать шаманкой. Работала учительницей. У нее были муж и двое детей. Жизнь казалась четкой и ясной. Неожиданно начались видения, голоса, приказывающие принять "дар". Она не хотела и отказывалась. Внезапно умер муж. Женщина продолжала сопротивляться. Но однажды по пути домой на одном из поворотов дороги услышала "ниоткуда" отчетливые слова: "Через два дня, на этом повороте тебя насмерть собьет грузовик". И тогда она приняла решение.

Сейчас это одна из самых известных бурятских шаманок: очереди желающих получить от нее помощь не уменьшаются. Ее знают и за рубежом. Итальянский режиссер К. Алеоне снял о ней фильм.

Транс или экстаз. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой термин - экстаз - греческое слово, означающее исступление, воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал поведение шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии, выпученные глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких свидетельств многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит.

Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Несомненно, важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены - вещества, вызывающие галлюцинации и способствующие наступлению транса. У индейцев Южной Америки это кактус пейоте, у коренного населения Северной Евразии - мухомор.

Двойники шамана.

Так называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа. Их несколько - бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого - свое назначение, своя функция.

Бубен шамана - не просто музыкальный инструмент. Для него он еще и ездовое животное - олень или конь, на котором шаман переносится в мир духов. У некоторых народов бубен осмыслялся как лодка, на которой шаман плывет по мифической реке времени. Селькупы (народ в Сибири, его численность сейчас 3,5 тысяч и человек) считали, что главная сила шамана - это "ветер бубна", сдувающий всякую болезнь. Повсюду в шаманском мире бубен считают душою шамана, его двойником.

У народов Алтая шаман, как правило, всегда имел несколько бубнов в своей жизни, но не одновременно, а один вслед за другим. Как только менялся статус шамана и он восходил на очередную более высокую ступень, ему полагалось сделать новый бубен. Каждый бубен непременно проходил обряд "оживления", состоявший из нескольких этапов. Сначала шаман "оживлял" дерево, обычно это береза, из которой делают обод и рукоятки бубна. "Оживший" обод через шамана рассказывал участникам обряда о том периоде своей жизни, когда он жил в виде дерева в лесу, как потом его срубили, как сделали из него обод для бубна. Следующая стадия - "оживление" того животного, чья шкура пошла на обтяжку бубна. На это использовали шкуру оленя, марала или лося. "Ожившее" животное через шамана рассказывало участникам обряда, как оно привольно жило и резвилось в тайге, как его убил охотник и сделал из шкуры бубен. Животное обещает, что тоже будет служить своему хозяину-шаману. Готовый бубен покрывали рисунками. Чаще всего это была карта-картина Вселенной в шаманском понимании. На ней изображены небесные светила, обитатели земного, подземного и надземного миров, а также духи - помощники шамана. Иногда к ободу или рукоятке бубна привешивали металлические изображения духов.

После смерти шамана с бубном поступали по-разному: могли укрепить на дереве возле могилы шамана, могли вместе с другими его вещами спрятать в специально построенном для этого маленьком домике - "доме духов". Но никогда никому бубен не передавался по наследству. Считается, что сила шамана не умирает вместе с ним, а остается жить, заключенная в его бубне. А если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызвать у него психическое заболевание или даже убить.

Вторым двойником шамана считается его костюм. Полный шаманский костюм включал в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор, повязку с прорезями для глаз, что-то вроде мягкой маски на лицо. Весь целиком костюм у шамана появлялся не сразу. Он "обрастал" им постепенно, по мере того, как доказывал свою опытность в общении с духами. Духи как бы дают шаману разрешение на очередную деталь костюма.

У кетов (народ в Сибири, живущий по среднему течению Енисея) шаман вначале получал от духов право иметь колотушку для бубна (но не сам бубен), затем - повязку на голову, потом - нагрудник, после него - обувь, рукавицы, спустя еще какое-то время - бубен. И лишь в самую последнюю очередь - плащ и шаманскую "корону": головной убор из металла, увенчанный оленьими рогами. Шаман в плаще и короне - это сильный, опытный и, как правило, уже старый шаман.

При довольно большом несходстве в деталях костюмы шаманов разных народов Сибири в общих чертах всегда были похожи. Все они воспроизводят облик зверя-птицы. Низ плаща часто по форме напоминал птичий хвост. На плечах и рукавах металлические пластинки - "кости предплечья", металлические подвески на спине плаща - что-то вроде "перьев птицы". Плащ, сделанный из шкуры оленя, марала или лося, а также вышивка или металлические нашивки на обуви и рукавицах воспроизводили облик зверя и его лапы.

В старину на шаманскую шапку из шкуры или на спину плаща нашивали настоящие оленьи или лосиные рога. Железная "корона" с рогами, тоже сделанными из железа, появилась, конечно, позднее.

Считается, что костюм шамана связан с его душой и жизнью так же, как бубен. Случайная, а тем более намеренная порча костюма может привести к гибели шамана.

От изучающих шаманизм в Сибири я не раз слышала такой рассказ. Лет тридцать-сорок назад то ли эвенкийский, то ли ненецкий шаман под давлением местных атеистически настроенных властей перестал шаманить и подарил свой костюм Музею антропологии и этнографии имени Петра Великого ("Кунсткамера" в Санкт-Петербурге). Передавая свой дар, он взял с сотрудников музея обещание хранить костюм в надлежащих условиях, ухаживать за ним и вообще хорошо с ним обращаться. Несколько лет все было в порядке, но однажды в хранилище музея завелась моль, от которой пострадало много вещей, в том числе и костюм. В это время в далеком сибирском поселке бывший шаман заболел. Он понял: что-то случилось с его костюмом. К счастью, через кого-то из сотрудников музея, приехавших в экспедицию в поселок, удалось передать просьбу привести в порядок костюм. Как только это было сделано, болезнь прошла. В такие истории в шаманском мире верят безоговорочно.

И, наконец, шаманское дерево - третий двойник. Чаще всего - это растущее в лесу дерево, которое шаман выбирал себе сам, по каким-то одному ему ведомым признакам. Если оно вдруг начинало сохнуть, шаман заболевал, если дерево срубали, шаман погибал. Так считали якуты.

У других сибирских народов, например у селькупов, шаман приносил небольшое дерево к себе в чум и развешивал на нем жертвы духам и божествам. Селькупы и нанайцы верили, что шаманские атрибуты (зеркало, рога, колокольчики) растут на таком дереве. А по мифологии кетов, на шаманском дереве сидят духи в виде птиц. По просьбе шамана они могут полететь в самые верхние слои неба и узнать там все, что его интересует.

Получается, что в шаманском мире все одухотворено и взаимосвязано. Шаман - живой человек, его бубен, костюм, дерево - тоже живые существа. С их помощью шаман обращается к миру духов, через их посредничество духи вселяются в шамана. Гибель любого из звеньев в этой взаимосвязанной цепочке приводит к гибели их всех.

Практика и теория.

Шаман совершает комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения души ребенка в бездетную женщину, для изменения погоды и многое другое - все это религиоведы называют шаманской практикой. А есть ли шаманская теория? Да, есть. Многие ученые говорят о существовании особого шаманского мировоззрения. Если говорить кратко и только о самом главном, то можно назвать такие его составляющие:

Весь мир одухотворен. Все, что нас окружает - леса, поля, горы, реки, озера, отдельные деревья и даже камни, - населено духами, способными помочь человеку, если их об этом попросить, совершив соответствующий обряд. И они же могут навредить, если о них забывают, если случайно или намеренно оскорбляют их.

Человек не венец творения, а всего лишь часть этого мира, ничуть не более выдающаяся, чем все другие представители животного и даже растительного мира. Облик человека - лишь оболочка, которую можно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу, оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них.

Непреодолимой грани между миром живых и мертвых (в нашем понимании этих слов) не существует. Возможность переходить через эту грань в ту или другую сторону в шаманизме никого не удивляет. Абсолютно верят в то, что умершему человеку шаман может вернуть ушедшую "погулять" и где-то "заблудившуюся" душу и тем самым возвратить ему жизнь. Считают, что шаман может определить, что какому-то, может быть, случайно встреченному им человеку грозит смертельная опасность, о которой тот не подозревает. Верят, что, совершив обряд над этим человеком, можно снять опасность.

Работая в регионах, где шаманизм как культурный феномен продолжает жить и сегодня, я часто слышала рассказы о том, как кто-то "встретил" или кому-то в окно постучал Бадма, Сысой, Сыртып или кто-то другой, знакомый им, но уже умерший человек, и попросил что-то сделать или предупредил о том, чего не надо делать. Предупрежденный человек как правило, выполнял эту просьбу и избегал опасности. Такие ситуации здесь считаются нормой, правилом и никого не удивляют. Мертвые помогают живым, потому что они такие же живые, но только перешли в иное пространство, из которого по мере надобности могут появляться.

Вот эти черты, пожалуй, и можно считать основой общешаманского мировоззрения. Хотя шаманская культура каждого отдельного народа имеет свои особенности и часто сильно отличается от шаманизма даже своих ближайших соседей. К нему нельзя относиться как к чему-то стабильному, устоявшемуся. Несмотря на его многотысячелетнюю историю, в нем до сих пор силен элемент импровизации. Каждый шаман - не только жрец, он и лекарь, и музыкант, и поэт, и исполнитель. Каждый текст, произнесенный им во время обряда, - импровизация одноразового назначения. В следующий раз во время аналогичного обряда прозвучит похожий, но не идентичный текст.

И последнее: современен ли шаманизм?

В век Интернета, с одной стороны, и утраты нравственных ориентиров, с другой, нужны ли кому-либо шаманы, шаманизм и шаманская система ценностей?

Думаю, что да. Шаманизм экологичен: он привязывает своих приверженцев к родной земле и велит заботиться о ней. Что такое живущие вокруг людей шаманские духи? Это малая родина людей, это место, где они родились, это могилы их предков, о которых они не должны забывать. А предки (можно ведь понимать так: их опыт, накопленная ими жизненная мудрость, устоявшиеся моральные принципы) в свою очередь тоже будут заботиться о ныне живущих, будут помогать им в трудные минуты. Но при условии, что о них не будут забывать.

Шаманизм уживчив и контактен. Любые новые формы идеологии и технологические прорывы в будущее не выбивают у него почву из-под ног. На протяжении многих веков с шаманизмом боролись такие мощные религиозные системы, как буддизм, христианство, ислам, а он выжил. Советский атеизм свой приговор шаманизму вынес в первые же годы советской власти, объявив его "мрачным пережитком феодального прошлого", а шаманов - "проходимцами" и "тунеядцами". Но и в этом идеологическом поединке шаманизм, хотя и понес крупные потери, не погиб.

Шаман сегодня - далеко не тот, что был в прошлом или даже в начале ХХ века. Это вполне современный человек, нередко молодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийся по служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениями шаманских предков, "избранный духами") и выполняет свои шаманские функции по отношению к своим сородичам.

Костюм, бубен и другие атрибуты шаманской культуры стали проще, обряды понятнее.

Шаманов сегодня заботит все увеличивающийся отрыв человека от его "родовы" - есть такое хорошее старомодное слово, означающее родню, родные места, истоки рода, родовые корни. Поэтому нынешние шаманы советуют людям хотя бы раз в год съездить туда, где они родились, посетить могилы родителей и дедов, подняться на родовую священную гору, поклониться источнику, который поил водой их предков, и везде оставить хотя бы маленькие знаки своего внимания - монету, белую или розовую тряпочку на дереве, кусок сыра, печенье или конфету. И, вероятно, пока люди не научатся помнить о своих истоках, шаманизм и шаманы будут напоминать им об этом, будут оставаться их "оберегами", хранителями их генетической памяти.

От кого пришел голод,
который в узел связал,
От кого пришла болезнь, которая схватила.
С той земли, где лежал, встать не смог.
Шубу, которой укрывался, подтянуть не смог.
Долгой ночью сна нет, коротким днем покоя нет.
На долгую ночь сна дай,
На короткий день покой дай.
За спокойствие хозяина дома,
За здоровье хозяйки молодой.

(Призывание телеутского шамана, адресованное "хозяину небесного порога". Запись алтайского этнографа А. В. Анохина, 1911 год.)

И произошло так,
что ты позволил себе
спуститься к нам,
на берег реки мира.
Ты снизошел к нам
к заливу,
где стоит деревня копий,
поистине,
как Джата,
продлевающая наше дыхание.

(Обрядовый текст вызывания духа риса у нгаджу-даяков острова Калимантан. Запись голландского миссионера Х. Шерера. Начало ХХ века.)



[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Вторник, 07 Апреля 2009, 13.33.36 | Сообщение # 5
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Несмотря на то что сегодня мы большей частью связываем это понятие с индейцами Северной и Южной Америки, слово "шаманизм" происходит тем не менее из другого культурного слоя. Оно вышло из санскрита и тунгусского языка. Согласно словарным сведениям, под "шаманизмом" понимается форма религии, в которой шаман - священник-волшебник - находится в центре магического ритуала, во время которого он, прежде всего, устанавливает связь с духами, а также с душами умерших. Исследователь религии и этнолог Мирча Элиаде (1907- 1986) рассматривает шаманизм как "древнейшую и наиболее распространенную оккультную традицию".

Следы шаманистической традиции можно найти во всем мире: от Австралии до Аляски, от Полинезийских островов до Сибири, от Африки до Тибета. Аналогично тому, что произошло с алхимией, человек понял, что он самым непосредственным образом может соучаствовать в жизни природы, в том числе в ее таинственных проявлениях. В то время как в алхимии в большей степени преобладают надличностная дистанцированность и "объективные" наблюдение и познание, в шаманизме более важны жизненное и полнокровное непосредственное участие в происходящем. Упоминавшийся автор Джон Лэш в своей книге "The Seekers Handbook" пишет об этом:

"Во всем мире главные черты архаичного шаманизма удивительно схожи и сохранились практически без изменений. Его (шаманизм) рассматривают с культурной точки зрения в качестве мистического призвания, которое находят для себя избранные группы индивидуумов, как мужчины, так и женщины, таинственным образом призываемые к этому духовными силами".

Существует очень много форм шаманизма различной степени "интенсивности". У нас, на Западе, так называемое североамериканское Медицинское Колесо нашло очень много поклонников, и эта форма сравнительно мягкая и умеренная.

Медицинское Колесо в шаманизме

Восток: Желтое или Золото, цвет Солнца. Путь Востока является воротами Духа.

Запад: Черное, цвет Земли и Темноты. Путь Запада является воротами Тела.

Юг: Красное или Зеленое. Цветом Чувства является Красное, таким образом оно указывает на насилие в этом мире. Цветом Природы является Зеленое, таким образом оно указывает на гармонию и мир.
Путь Юга является воротами Чувства.

Север: Голубое или Белое. Это цвета Воздуха и Неба. Путь Севера является воротами Характера.

Границы и опасности
Границы и опасности

Применение шаманизма всеобъемлюще: единственная жизненная сила пронизывает все сотворенное - человеческую жизнь, животный мир, природу вообще. Поскольку все взаимосвязано, существует возможность использовать жизненную силу того творения или места, где она сконцентрирована, с тем чтобы перенести ее туда, где ощущается в ней недостаток.

С помощью магических манипуляций, которые ни в коем случае не подчиняются естественным законам, шаман "волшебным образом" добивается излечения (или порчи), усиления (или ослабления), экстаза (или запугивания). Тем самым он доказывает свою власть. Со спиритуалистической точки зрения шаманизм представляет собой самый первый шаг в осознании человеческой душой внутренне присущей ей божественности. Он не является, однако, более высокой ступенью самосознания или тем более истинным спиритуальным совершенством, которое вовсе не стремится "манипулировать" происходящим.

Короче говоря - исходя из этих рассуждений, - шаманизм остается на самых первых ступенях спиритуального развития. Опасности могут возникнуть, если мы запутаемся в притягательных магических ритуалах и порой, казалось бы, "успешных" воздействиях этого волшебства и потеряем нашу личную индивидуальность и свободную волю нашего духа. В США и в Западной Европе занятие шаманизмом стало увлекательной дорогой к новому миру и к возможностям изменить свою жизнь самым необычным способом.

Представляется, что шаманизм способен предложить нечто, что может вывести из характеризующегося отчужденностью, преобладанием механизмов и коммерциализацией массового общества назад, к непосредственному единению человека и природы, жизни и духа. Вместо церковной догмы и бездушной науки путь шаманизма предлагал и предлагает активное участие в таинствах жизни и непосредственное овладение собственными чудотворными силами.



[cut]Аква Ангел
 
Форум Города » Кантон язычества » Отдел шаманизма » Вместо введения (статья-спойлер)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz