Воображение
| |
Plastic_Pizza | Дата: Четверг, 02 Апреля 2009, 20.47.01 | Сообщение # 1 |
 Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Статус: Спит
| Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стиму¬лов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определен¬ной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность чело¬века воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от жи¬вотного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои уси¬лия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совер¬шает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы построй¬кой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного пау¬ка тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике. Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот про¬цесс — процесс создания новых психических образов — и получил название вооб¬ражения. Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражаю¬щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в хо¬де исторического развития человека, деятельность воображения стала проявлять¬ся не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художе¬ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре¬зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи¬тельности. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельно¬сти воображения. Следует отметить, что образы воображения создаются только путем перера¬ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно¬сти. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымыш¬ленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятель¬ности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизве¬сти соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разроз¬ненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представле¬ний необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает прояв¬ляться деятельность нашего воображения. В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не восприни¬мали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от¬влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе¬реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения. Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, вообра¬жение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж¬де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения. Принято считать, что физиологической основой воображения является актуа¬лизация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые сис¬темы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система. Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкус¬ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку пред¬ставление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подоб¬ная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще¬ния соответствующих мышечных групп. Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тя¬желую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще¬ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения. Виды воображения  Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной рабо¬ты воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднаме¬ренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в сво¬ей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полу¬сонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача со¬здания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо¬ны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызы¬вать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с ли¬тературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение форми¬рует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчет¬ливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой бараба¬нов, запах пороха. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходи¬мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако быва¬ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу¬ясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному во¬ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Сле¬довательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением че¬ловека и его памятью. Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и вос¬создающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображе¬нии зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения. Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте че ловек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже¬ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произ¬вольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов а практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознатель¬ный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют фор¬мированию негативного психического состояния, что может выражаться в повы¬шенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакци¬ях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одно¬го из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в ви¬де своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации нега¬тивного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизволь¬ной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон. Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть пред¬намеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение соз¬дает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимо¬го для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою оче¬редь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, мо¬жет создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении дея¬тельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлю¬цинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как пра¬вило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух ос¬новных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень актив¬ности, или осознанности.
[cut]Аква Ангел
|
|
| |
Plastic_Pizza | Дата: Четверг, 02 Апреля 2009, 20.50.32 | Сообщение # 2 |
 Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Статус: Спит
| Механизмы переработки представлений в воображаемые образы Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче¬го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред¬ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей¬ствительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле¬ний, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо¬де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро¬вание частей объекта. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтези¬рующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования об¬разов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некото¬рые из них. Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову ов¬чарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфи¬бия и судно на воздушной подушке. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как прави¬ло, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недоста¬точностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и про¬цессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслитель¬ными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, воз¬ник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвиже¬ния по воздуху и конкретизирован в чувственном образе. Одним из наиболее распространенных способов переработки образов воспри¬ятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персо¬нажи. Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливают¬ся новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое зна¬чение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому про¬цессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью кон¬тролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается со¬ответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэто¬му весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы во¬ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схема¬тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, при¬чем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей. Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные дета¬ли и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и ста¬новится более обобщенным. И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле¬чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек созна¬тельно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свой¬ства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы. Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти¬пичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов вос¬приятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действитель¬ность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, од¬нако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механи-ческого складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типиче¬ского образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает опреде¬ленные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ. Индивидуальные особенности воображения и его развитие Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмыс¬ленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и при¬чудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие вооб¬ражения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое вооб¬ражение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недоста-точном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь. высокий уровень разви¬тия воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преоблада¬нием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов вооб¬ражения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отра¬жается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента. Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Разви¬тие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопле¬ния известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить ма¬териалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычай¬но раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой сторо¬ны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, од¬нако со временем о них стали говорить как о гениях. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у челове¬ка, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, пер¬вые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рас¬сказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих пережи¬ваниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между вос¬приятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видо¬изменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра. Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельно¬сти к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значитель¬ными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является не-произвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответ¬ствии с ситуацией, в которой он находится. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникнове¬ние активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует про¬цесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребе¬нок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произ¬вольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начи¬нает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характе¬ре игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной дея¬тельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображе-ния. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию про¬цесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые да¬ются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает про¬грессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления слу¬жат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятель¬ность школьника. Воображение и творчество Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тес¬но связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не мень¬шее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобрета¬тельском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определя¬ют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в зна¬чительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремлен¬ностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определен¬ных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможно¬сти, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невоз¬можности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосно¬вано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуж¬дений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творче¬ский процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творче¬ства: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя¬щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка. Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения твор¬ческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня реша¬ются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требу¬ется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариан¬тов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требу¬ют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства реше¬ния такого рода задач относятся к одной отрасли знаний. Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы реше¬ния задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При реше¬нии задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. По¬иск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут ока¬заться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творче¬скую задачу. По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих за¬дач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи чет¬вертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на пер¬вый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Пробле¬ма сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую». Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредска¬зуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными спо¬собами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображе¬ния состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные ча¬сти (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. но¬сят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опи-рается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
[cut]Аква Ангел
|
|
| |
|