Молчаливый Город
Главная | Воля - Форум Города | Регистрация | Вход
Суббота
18 Мая 2024
08.06.18
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Plastic_Pizza  
Форум Города » Кантон "Психология и парапсихология" » Отдел общей психологии » Воля (Психологические процессы)
Воля
Plastic_PizzaДата: Четверг, 02 Апреля 2009, 21.39.11 | Сообщение # 1
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Общая характеристика волевых действий

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия¬ми, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и не¬произвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде¬ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку ста¬кан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выпол¬няет целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все от-дельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию по¬ведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель¬ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за¬ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз¬недеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов воз¬буждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выде¬лять в качестве конкретизации указанной выше общей 4'ункции две другие — активизирующую и тормозящую.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются реф¬лекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К это¬му же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горя¬чему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.
Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. К непроизвольному типу поведения в основном относятся импульсивные дей¬ствия и неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например на шум за окном, на предмет, способный удовлетворить потребность и т. д. К непроизволь¬ному поведению относятся и поведенческие реакции человека, наблюдаемые в си¬туациях аффекта, когда человек находится под воздействием неконтролируемого сознанием эмоционального состояния.
В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, ко¬торые более характерны для поведения человека, направлены на достижение по¬ставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое пове¬дение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звень¬ев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.
Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей слож¬ности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Так, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т. д., является примером сложно¬го волевого поведения, включающего в себя отдельные менее сложные волевые действия. Но существуют еще более сложные волевые действия. Например, аль¬пинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задол¬го до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.
Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставлен¬ной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.
Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят¬ствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препят¬ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно¬го действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста¬лость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних пре¬пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен¬ная цель была достигнута.
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление пре¬пятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв¬ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре¬пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь¬ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.
Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувства¬ми, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято назы¬вать импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совер¬шив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совер-шения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре¬деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна¬тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи¬мо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное дей¬ствие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь постав¬ленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и сред-ства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без учас¬тия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима¬ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятно¬го, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызы¬вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступа¬ют препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится при¬лагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единствен¬ным источником наших действий, служат патологические случаи потери способ¬ности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины воз-никновения волевых действий у человека.

Основные психологические теории воли

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два ас¬пекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.
Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рас¬сматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с пози¬ции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего при¬знавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила по¬ведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формирова¬нии логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписа-ние «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкрет¬ного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.
Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили вы¬ступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание яв¬ляются категориями интеллектуального поведения, и никакой необходимости вводить новые термины, по его мнению, здесь нет. Подобная точка зрения обосно¬вана тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом во¬левых действий.
Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной про¬блемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми фи¬лософами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встреча¬ются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась са¬мостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.
Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, а на¬бор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «лич¬ность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому под¬властна сила огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником, про¬тивопоставившим себя данному обществу, и т. д.
Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало гос¬подствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.
Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление про¬блемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей со¬вестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следо¬вать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг аб¬солюта.
В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению миро¬воззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю. не обусловленную никакими внешними социальны¬ми обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятьщ вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственны-ми обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не мо¬жет отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтан¬ный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д. .
Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представи¬теля вида Ното 5ар1еп5 от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся вне человеческого общества, имеет толь¬ко внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.
Абсолютизация свободной воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в непо¬нимании того, что человек, совершающий определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непре¬менно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание пре¬вращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем — в безумие.
Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Пав¬лову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно¬сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту¬пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот¬ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» (Павлов И. П.,
1952). Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержа¬ние его собственного сознания, его интересы и т. д. Таким образом, воля в трак¬товке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трак¬товка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиориз¬ма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних усло¬вий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека.
В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторон¬ников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепля¬ется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований кон¬цепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего пове¬дения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.
Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрей¬да до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является не¬кая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организ¬ма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.
Весьма интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и по¬следователей Фрейда. Например, К. Лоренц видит энергию воли в изначальной
агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опас¬ной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Ад¬лер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.
По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсо¬лютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников че¬ловеческих действий. Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка движущих сил, направленных, по мнению привержен¬цев психоанализа, на самосохранение и поддержание целостности человеческого индивида. На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности челове¬ческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремаль¬ных условиях с реальной угрозой для жизни.
В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в ре¬зультате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую оче¬редь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов приро¬ды и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.


[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Четверг, 02 Апреля 2009, 21.41.37 | Сообщение # 2
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Физиологические и мотиввционные аспекты волевых действий

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу к ниде нервных процессов.
Материальной основой произвольных движений является деятельность так на¬зываемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоен коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. Эти клетки очень час¬то называют «клетками Беца» по имени профессора анатомии Киевского универ¬ситета В. А. Беца, который впервые описал их в 1874 г. В них зарождаются им¬пульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пу¬чок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пи¬рамидный путь).
Все пирамидные клетки условно, в зависимости от их местоположения и вы¬полняемых функций, можно разделить на три группы

). Так, в верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям, в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке, а в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка,
губ, гортани. Все эти клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у че¬ловека наступает паралич соответствующих им органов движения.
Произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в слож¬ной системе целенаправленного действия. Это происходит благодаря определен¬ной организации взаимодействия отдельных участков мозга. Большую роль здесь играют участки мозга, которые хотя и не являются двигательными отделами, но обеспечивают организацию двигательной (или кинестетической) чувствительно¬сти, необходимую для регуляции движений. Эти участки располагаются сзади от передней центральной извилины. В случае их поражения человек перестает ощу¬щать собственные движения и поэтому не в состоянии совершать даже относи-тельно несложные действия, например взять какой-либо предмет, находящийся возле него. Затруднения, возникающие в этих случаях, характеризуются тем, что человек подбирает не те движения, которые ему нужны.
Сам по себе подбор движений еще не достаточен для того, чтобы действие было выполнено умело. Необходимо обеспечить преемственность отдельных фаз дви¬жения. Такая плавность движений обеспечивается деятельностью премоторной зоны коры, которая лежит кпереди от передней центральной извилины. При пора¬жении этой части коры у больного не наблюдается никаких параличей (как при поражении передней центральной извилины) и не возникает никаких затрудне¬ний в подборе движений (как при поражении участков коры, расположенных сза¬ди от передней центральной извилины), но при этом отмечается значительная не¬ловкость. Человек перестает владеть движениями так, как он владел ими ранее. Более того, он перестает владеть приобретенным навыком, а выработка сложных двигательных навыков в этих случаях оказывается невозможной.
В некоторых случаях, когда поражение этой части коры распространено в глубь мозгового вещества, наблюдается следующее явление: выполнив какое-либо дви¬жение, человек никак не может его прекратить и продолжает в течение некоторого времени выполнять его много раз подряд. Так, собираясь написать цифру «2» и сделав движение, необходимое для написания верхнего кружка цифры, человек с подобным поражением продолжает то же самое движение и, вместо того чтобы завершить написание цифры, пишет большое количество кружков.
Помимо указанных участков мозга следует отметить структуры, направляю¬щие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. Всякое волевое действие определяется определенными мотивами, которые должны быть удержа¬ны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое движение (действие) прервется или заменится други¬ми. Важную роль в удержании цели действий играют участки мозга, располо¬женные в лобных долях. Это так называемые префронтальные участки коры, кото¬рые в ходе эволюции мозга формировались в последнюю очередь. При их пораже¬нии наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции
движений и действий. Человек с таким поражением мозга, начав выполнять ка¬кое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия, что делает невозможным осуществление волевого акта. В клинической практике описывался случай, когда такой больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел в него и стал беспомощно озираться вокруг себя, не зная, что делать дальше: одного вида открытых дверей шкафа оказалось достаточным для того, чтобы он изменил первоначальное намерение и вошел в шкаф. Поведе¬ние таких больных превращается в неуправляемые, разорванные действия.
На почве мозговой патологии может возникнуть и абулия, проявляющаяся в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Абулия вызва¬на патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность им¬пульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня. По сви
детельству Т. Рибо, один больной по выздоровлении так говорил о своем состоя¬нии: «Недостаток деятельности имел причиной то, что все мои ощущения были необыкновенно слабы, так что не могли оказывать никакого влияния на мою волю».
Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию чело¬веческого поведения. Вторая сигнальная система активизирует не только мотор¬ную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким об¬разом влияет на формирование мотивов волевых действий.
Поскольку мы подошли к рассмотрению мотивов волевых действий, необхо¬димо различать мотивы и само волевое действие. Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. Все мо¬тивы волевых действий могут быть разделены на две основные группы: основные и побочные. Причем, говоря о двух группах мотивов, мы не можем перечислить мотивы, входящие в первую или вторую группу, потому что в различных услови¬ях деятельности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная при¬чина) может быть в одном случае основным, а в другом — побочным. Например, для одного человека стремление к познанию является основным мотивом написа¬ния диссертации, а достижение определенного социального положения — побоч¬ным. В то же время для другого человека, наоборот, достижение определенного социального статуса является основным мотивом, а познание — побочным.
В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, ин¬тересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.


[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Четверг, 02 Апреля 2009, 21.43.49 | Сообщение # 3
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Структура волевого действия



С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (рис. 15.2).
Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В за¬висимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения ц же¬лания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осо¬знает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопреде¬ленности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэто¬му влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Жела¬ние само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратит¬ся в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е.
«фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмо¬циональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфе¬ре окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятстви¬ем к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего дей¬ствия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем бо¬лее мощное стремление может быть вызвано ею.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказыва¬ется в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Пси¬хическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борь¬бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направ¬лении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Рас¬сматривая процесс принятия решения, У. Джеме выделял несколько типов реши¬тельности.
1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие моти¬вы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая вос¬принимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности пе¬реживается пассивно. Человеку кажется, что основания для действия фор¬мируются сами по себе в соответствии с условиями деятельности.
2. В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное об¬стоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив пре¬имущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.
3. При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощу¬щения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматиче¬ски, просто стремясь к движению вперед. То, что будет потом, в данный мо¬мент его не заботит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
4. К следующему типу решительности относятся случаи нравственного пере¬рождения, пробуждения совести и т. д. В данном случае прекращение внут¬реннего колебания происходит из-за изменения шкалы ценностей. У чело¬века как бы происходит внутренний перелом, и сразу возникает решимость действовать в конкретном направлении.
5. В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе осталь¬ные. В отличие от первого случая функции разума здесь выполняет воля.

Следует отметить, что в психологической науке активно ведутся споры по про¬блеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее при¬нятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С дру¬гой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней ра¬боты сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой.
Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятою решения, поскольку борьба мотивов и сле¬дующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое реше¬ние. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить на-правление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу челове¬ком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внут¬ренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксирован¬ную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании наме¬рения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реа¬лизуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или ак¬тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необ¬ходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выра¬жение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (та¬кое проявление принято называть внутренним волевым действием).
Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом уси¬лии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п., но это не дает основания отождествлять мышечные и волевые усилия.
В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых уси¬лий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуатив
ных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намечен¬ному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как лично¬сти и характеризуют уровень развития волевой сферы.


[cut]Аква Ангел
 
Plastic_PizzaДата: Четверг, 02 Апреля 2009, 21.44.58 | Сообщение # 4
Милая Колючка
Группа: Наблюдатели
Сообщений: 340
Репутация: 3
Статус: Спит
Волевые качества человека и их развитие

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значи¬тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью воле¬вых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.
Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное дей¬ствие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустрем¬ленностью принято понимать сознательную и активную направленность лично¬сти на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда
говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характе¬ризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых слож¬ных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. уме¬ние руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными прин¬ципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.
От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего высту¬пает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается на¬стоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими жела¬ниями.
Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет¬ся наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятель¬ность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициатив¬ностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую¬щих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, крити¬чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро¬ванные на основе полученных советов.
От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как сла¬бость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.
Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоя¬тельности всегда связана еще с одним качеством воли — решительностью. Реши¬тельность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решитель¬ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват¬ных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быст¬рый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.
От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений,
необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения та¬ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня¬тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
Исключительно важным волевым качеством человека является последователь¬ность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и са¬мооценкой.
Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контроли¬рует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к ко¬торой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтро¬ля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может по¬степенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, на-оборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координиро¬вать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формирует¬ся в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобла¬дают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Во¬левые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный харак¬тер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устой¬чивый характер.
В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы моти¬вов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут де¬лать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуще¬ствляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возмож¬ным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влия¬нием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрос¬лыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствую¬щие выводы.
Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо заня¬тием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, кото¬рые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это проис¬ходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождае¬мая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.
Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процес¬са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточ¬но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьез¬ных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого по¬ведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, проис¬ходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его жела¬ние, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выпол-няться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.
Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, кото¬рая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных пра¬вил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выра¬жающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условия¬ми реальной деятельности.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля¬ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осу¬ществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова¬ние определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уро¬ки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич¬ность учителя и школьный коллектив.
Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, об¬ладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у по¬следнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.
Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой
требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие харак¬теристики личности.
Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характерис¬тик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту¬пает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребен¬ка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.


[cut]Аква Ангел
 
Форум Города » Кантон "Психология и парапсихология" » Отдел общей психологии » Воля (Психологические процессы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Для добавления необходима авторизация
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz